Оценка стоимости бизнеса

Достаточно часто оценку бизнеса можно перепутать с оценкой предприятия. Действительно, эти два понятия очень похожи, однако нужно помнить, что между ними есть существенная разница.

Оценку бизнеса проводят для того, чтобы определить рыночную стоимость бизнеса, законная деятельность которого направлена на получение дохода. В процессе определения цены на бизнес главным фактором является сам процесс получения прибыли, его эффективность и рентабельность, предсказуемость и стабильность.

Обратите внимание, что в данном случае все материальные активы бизнеса нужно рассматривать только в виде необходимых инструментов, которые обеспечивают стабильную работу бизнеса.

В то же время, как и бизнес, предприятия можно оценить, как по частям, так и целиком. Однако стоимость определенной части предприятия абсолютно пропорционально не связана со стоимостью всей компании. Рассмотрим это на примере.

Стоимость 20 процентов акции и стоимость 100 процентов акций не будет пропорционально зависеть друг от друга, так как владение миноритарным акционным пакетом дает намного меньше прав, чем полное владение.

Собственник контрольного пакета акций может единолично менять руководство компании, по своему усмотрению пользоваться всем имуществом и денежными средствами. В свою очередь, миноритарные акционеры имеют минимальный пакет подобных возможностей или не имеют его вовсе. Таким образом, миноритарные доли в уставном капитале предприятия стоят существенно меньше, чем крупные доли.

Для того чтобы определить стоимость бизнеса, необходимо тщательно проанализировать его финансовую привлекательность, а также эффективность в качестве средства для инвестирования. Специалисты называют такой подход абсолютно оправданным в связи с тем, что собственник бизнеса, в первую очередь, должен ориентироваться на получение дохода.

Ведь именно для этого он и занимается предпринимательством. Таким образом, именно доходный подход должен быть ключевым в процессе оценки стоимости бизнеса. Именно данный подход дает возможность рассчитать стоимость бизнеса, руководствуясь его будущими доходами и анализом рентабельности.